Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Требование о представлении пояснений ИФНС

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

10.10.2019

Требование о представлении пояснений ИФНС

Вопрос:

ИП получит требование из ИФНС о представлении пояснений в котором указано, что в ходе проведения камеральной проверки в его декларации по форме 3-НДФЛ выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах по вопросам: получения дохода за 2018г и произведенных расходов за налоговый период (с представлением подтверждающих документов). При этом, в чем состоят ошибки или разногласия не указано. Что считается ошибкой при составлении декларации по форме 3-НДФЛ. Обязан ли налоговый орган указывать в требовании о представлении пояснений какие именно ошибки и противоречия выявлены. Имеет ли налоговый орган в вышеуказанном случае требовать представления документов, подтверждающих произведенные расходы (профессиональный налоговый вычет).

Ответ:

Если в требовании о представлении пояснений не указано на конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные налоговыми органами, налогоплательщик фактически лишен возможности представить пояснения по существу. Полагаем, что в таком случае наиболее безопасно представить общие пояснения. При этом налогоплательщик при представлении пояснений вправе добровольно представить соответствующие документы.

Исходя из судебной практики налоговые органы также не вправе требовать документы, подтверждающие профессиональные вычеты по НДФЛ в рамках камеральной проверки, в случае если не было выявлено никаких ошибок и (или) противоречий или несоответствия сведений, содержащихся в декларации, данным налоговых органов.

Обоснование:

Исходя из п. 1 ст. 221 НК РФ предприниматели при исчислении налоговой базы по НДФЛ вправе получить профессиональный вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Согласно пп.пп. 1 и 2 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе проводить проверки и требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе деклараций (расчетов) и документов, представленных самим налогоплательщиком, а также иных документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у инспекции.

На основании п.3 ст.88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Из данной нормы следует, что требование о представлении пояснений направляется налоговыми органами только в случае обнаружения ошибок и (или) противоречий (несоответствий) в налоговой декларации. При этом не уточняется, в чем именно могут состоять ошибки и (или) противоречия и должны ли указываться в требовании о представлении пояснений конкретные ошибки и (или) противоречия. На наш взгляд, по смыслу данной нормы в требовании должно быть указано на конкретные ошибки и (или) противоречия. Ведь если у налогоплательщика отсутствует информация о том, в чем именно состоят ошибки и (или) противоречия, он лишен возможности дать пояснения по существу.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 11.11.2008 N 7307/08 по делу N А07-10131/2007-А-РМФ указывал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. При этом Президиум ВАС РФ отметил, что, поскольку профессиональный вычет не является льготой, для его получения первичные документы представлять не нужно.

Многие арбитражные суды поддерживают данный подход (Постановления ФАС Московского округа от 12.01.2010 N КА-А40/14809-09 по делу N А40-94129/08-14-457, ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2010 по делу N А56-29535/2010, ФАС Уральского округа от 17.11.2011 N Ф09-7480/11 по делу N А50-7101/11, ФАС Центрального округа от 26.09.2011 по делу N А14-7244/2010/241/24 и др.).

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.08.2010 по делу N А56-6130/2010 указано, что если инспекция не обнаружила в поданной предпринимателем декларации ошибок и противоречий, то она не вправе истребовать у него документы по финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, НК РФ не обязывает налогоплательщика вместе с декларацией по НДФЛ подавать первичные документы, служащие основанием для исчисления налога в заявленном размере.

По мнению Минфина, при решении вопроса об истребовании дополнительных документов у предпринимателей при проведении камеральных проверок деклараций по НДФЛ следует руководствоваться сложившейся арбитражной практикой, в частности Постановлением Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08 (Письмо Минфина России от 07.06.2013 N 03-04-07/21306).

Согласно п.7 ст.88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено названной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

На основании пп.11 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Таким образом, если требование о представлении пояснений направлено с нарушением действующего законодательства, налогоплательщик вправе представить мотивированный отказ от представления пояснений.

Вместе с тем, на наш взгляд, если в требовании о представлении пояснений указано на ошибки (противоречия или несоответствия), но не указано, в чем именно состоят ошибки и (или) противоречия (несоответствия), налогоплательщику наиболее безопасно представить общие пояснения, указав в них на отсутствие по его данным ошибок и (или) противоречий и отсутствие возможности представить более подробные пояснения по причине отсутствия информации о конкретном характере ошибок и (или) противоречий по данным налоговых органов.

В частности, можно указать примерно следующее:

"В ответ на требование № ... от .... сообщаю о том, что налоговая декларация 3-НДФЛ за период ... составлена в соответствии с требованиями гл.23 НК РФ на основании данных налогового учета налогоплательщика. В связи с отсутствием информации о конкретных ошибках и (или) противоречиях, выявленных налоговым органом, не представляется возможным проанализировать причины соответствующих расхождений и дать пояснения по выявленным ошибкам и (или) противоречиям по существу".

В силу п.4 ст.88 НК РФ налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Таким образом, налогоплательщик при представлении пояснений вправе добровольно представить соответствующие документы.

В то же время на основании п.1 ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В свою очередь, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Тем не менее исходя из судебной практики налоговые органы в ходе камеральной проверки вправе истребовать только документы, имеющие непосредственное отношение к ошибкам, обнаруженным в представленных декларациях. Иное толкование законодательства противоречит сущности камеральной проверки и позволяет налоговому органу провести выездную проверку, для осуществления которой законодательством установлен особый порядок. Такой вывод содержится, например, в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 07.03.2012 по делу N А12-13971/2011 (Определением ВАС РФ от 15.11.2012 N ВАС-8834/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Поволжского округа от 10.09.2013 по делу N А65-406/2013, ФАС Московского округа от 07.04.2010 N КА-А40/3003-10 по делу N А40-72133/09-142-387.

Таким образом, с нашей точки зрения, налоговые органы при проведении камеральной проверки вправе требовать только те документы, которые имеют отношение к ошибкам (противоречиям или несоответствиям).


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос