Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Лимит на использование услуг сотовой связи

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

01.11.2019

Лимит на использование услуг сотовой связи

Вопрос:

Сотрудник организации, занимающий должность исполнительного директора имеет разъездной характер работы, в том числе часто находится за границей.

Имеет ли право организация, установить ему безлимитный расход на мобильную связь, т.е. все затраты его переговоров отнести на расходы?

Каким документом должна быть подтверждена экономическая обоснованность такого решения, чтобы при проверке от ИФНС не возникло проблем с отнесением всей сумы на расходы?

Какова статистика судебной практики по данному вопросу?

Ответ:

Организация вправе, но не обязана устанавливать лимит на использование услуг сотовой связи. Отсутствие лимита само по себе не препятствует признанию расходов.

Из имеющейся судебной практики следует, что компания вправе признавать расходы на сотовую связь при отсутствии лимитов, а также при совершении звонков в нерабочее время. О документальном подтверждении расходов см. информацию ниже.

Обоснование:

Расходы на оплату услуг связи признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп.25 п.1 ст.264 НК РФ. При этом непосредственно в НК РФ отсутствуют конкретные указания об особенностях признания в расходах затрат на сотовую связь.

Расходы организации должны, прежде всего, соответствовать требованиям, установленным п.1 ст.252 НК РФ, то есть они должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Экономическая обоснованность расходов является оценочной категорией. При этом обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (Определения Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О, от 04.06.2007 N 366-О-П, от 04.06.2007 N 320-О-П, Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).

По разъяснениям Минфина, критерием экономической обоснованности затрат на приобретение услуг сотовой связи для целей налогообложения будет являться необходимость работника в соответствии с установленными в должностной инструкции обязанностями использовать сотовый телефон в служебных целях (см., например, Письма Минфина РФ от 27.07.2006 N 03-03-04/3/15, от 07.12.2005 N 03-03-04/1/418).

В Письме от 23.06.2011 N 03-03-06/1/378 Минфин РФ не возражает против признания в расходах услуг на сотовую связь по безлимитному тарифу. По мнению ведомства, для признания расходов на сотовую связь необходимо иметь следующие документы:

·         утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;

·         договор с оператором на оказание услуг связи;

·         счета оператора связи.

В Письме от 13.10.2006 N 03-03-04/2/217 Минфин указывал, что расходы организации на оплату услуг сотовой связи принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в пределах лимитов, установленных приказом руководителя организации.

Вместе с тем законодательно не установлено требования об установлении лимитов на использование сотовой связи. С нашей точки зрения, компания вправе самостоятельно оценить целесообразность их разработки. В одних случаях это может быть обоснованно (например, если сотрудники часто пользуются рабочими телефонами для личных, в том числе иногородних, звонков), в других - нет (к примеру, если в силу особенностей трудовой функции конкретный сотрудник должен быть постоянно "на связи", в том числе за границей). При этом четкие критерии, когда лимиты целесообразны, а когда - нет, в законодательстве или в судебной практике отсутствуют. Поэтому окончательное решение принимается каждой организацией самостоятельно исходя из конкретных особенностей ее деятельности.

В частности, при использовании безлимитных тарифов дополнительно устанавливать какие-либо лимиты на использование сотовой связи для самих сотрудников, на наш взгляд, нет смысла, поскольку проблематично обоснованно разделить тариф на "рабочее" и "нерабочее" время. Суды подтверждают право организаций учитывать в расходах всю стоимость безлимитных тарифов (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.10.2009 по делу N А32-246/2008-12/27).

Если используется иной тариф, зависящий в том числе от количества звонков, установление лимита для работников позволит максимально снять налоговые риски, связанные с признанием расходов. Однако данное условие не является обязательным. В частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 19.01.2009 N КА-А40/12732-08 по делу N А40-21839/08-117-76 указано, что использование сотовой связи вне рабочего времени и отсутствие лимита расходования денежных средств на мобильную связь в приказах не свидетельствует об отсутствии производственной направленности расходов на сотовую связь с учетом представленных должностных инструкций, приказов об использовании мобильной связи отдельными должностными лицами во внерабочее время. Суды приняли во внимание пояснения заявителя о том, что условия тарифных планов не позволяли выделить звонки, сделанные в рабочее и внерабочее время.

В судебной практике поддерживается подход о том, что осуществление звонков в нерабочее время не свидетельствует о непроизводственном характере данных переговоров и не препятствует учету данных затрат в качестве прочих расходов, связанных с реализацией (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2007 по делу N А05-692/2007, ФАС Московского округа от 31.05.2006 N КА-А41/4511-06 по делу N А41-К2-9445/05). С данным подходом согласен и Минфин (Письмо Минфина России от 07.12.2005 N 03-03-04/1/418).

Таким образом, установление лимитов на сотовую связь - это право, а не обязанность организации. Отсутствие лимитов не свидетельствует об отсутствии производственной направленности расходов.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос