Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Средства индивидуальной защиты на добровольной основе

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

17.12.2019

Средства индивидуальной защиты на добровольной основе

Вопрос:

Наша организация в целях повышения безопасности работы части сотрудников отдела грузовых перевозок планирует приобрести бронежилеты, при этом условия их труда, указанные в спецоценке предприятия, не меняются. В данный момент по спецоценке у нас 2 класс вредности и опасности условий труда. Изменит ли обеспечение сотрудников бронежилетами данный класс спецоценки и какие действия должны быть предприняты со стороны организации при использовании бронежилетов, чтобы грамотно закрепить их использование (повторная спецоценка, закрепление ношения в должностных инструкциях, инструкции по использованию и т.д.)?

Ответ.

В соответствии с положениями ст. 221 ТК РФ, обязанность работодателя по обеспечению сотрудников средствами индивидуальной защиты возникает в следующих случаях: на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

В настоящее время действует Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".

Статья 212 ТК РФ определяет, что работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Пункт 3 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" устанавливает, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Как мы поняли из текста запроса, обязанность применять средства индивидуальной защиты в рассмотренном случае отсутствует, а обеспечение бронежилетами сотрудников обусловлено добровольным решением работодателя.

Хотим отметить, что в законодательстве не урегулирован данный вопрос относительно предмета запроса.

Однако, согласно ст. 8 ТК РФ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Законодательством установлен ряд случаев, когда сотрудники обязаны применять средства индивидуальной защиты – бронежилеты.

Рассмотренный случай к закрепленным законодательно, не относится.

Таким образом, на наш взгляд, несмотря на отсутствие прямого запрета в законодательстве, полагаем, что введение организацией условий труда, при которых ряд сотрудников будет обеспечиваться бронежилетами, при отсутствии закрепленной законодательно обязанности их носить для конкретной должности (профессии), может привести к ухудшению условий их труда по сравнению с установленными законодательством для конкретной должности (профессии) и сферы деятельности.

Также хотим отметить, что документов, регламентирующих продолжительность нахождения в бронежилете сотрудника без ухудшения самочувствия для рассмотренного в запросе случая мы не также обнаружили. Приказом Росстандарта от 25.09.2018 N 639-ст введен в действие «ГОСТ 34286-2017. Межгосударственный стандарт. Бронеодежда. Классификация и общие технические требования». Однако данным ГОСТ определена лишь квалификация таких средств защиты. Необходимо учитывать технические характеристики конкретных моделей бронежилетов, установленных их производителями.

Если работодатель утвердит условия труда с применением средств индивидуальной защиты внутренними локальными актами, трудовыми договорами, коллективными договорами, должностными инструкциями, то, по нашему мнению, ему необходимо будет провести также внеплановую специальную оценку условий труда с учетом данных изменений, так как полагаем, что применение бронежилетов в рассмотренном случае может оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»:

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Хотим отметить, что данный вывод является нашим экспертным мнением, оно может не совпадать с мнением проверяющих и судебных органов, кроме того, нами не обнаружены разъяснения по данному вопросу и отсутствует в доступных нам ресурсах судебная практика по аналогичным вопросам.

Учитывая все вышесказанное, имеющуюся неопределенность в данном вопросе, ваша организация также вправе обратиться за разъяснениями в Роструд.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос