Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

30.01.2020

Применение ККТ нерезидентом

Вопрос:

Физическое лицо резидент, перечисляет денежные средства (за оказанные услуги) нерезиденту РФ, у которого нет представительства на территории РФ, но открыт счет на территории РФ. Услуги будут оказаны на территории нерезидента, а расчеты по данным услугам будут осуществлены на территории РФ (перечисляет денежные средства на счет нерезидента (на тот счет, который открыт на территории РФ)).

Вопрос: Обязан ли нерезидент применять ККМ в этом случае? Ели да, то где необходимо регистрировать ККМ?

Ответ:

На наш взгляд, поскольку расчеты за услуги осуществляются на территории РФ, при этом иностранные организации не освобождены от применения ККТ, наиболее обоснованно применять ККТ в РФ. Регистрация ККТ производится в любом территориальном налоговом органе или через кабинет ККТ. Можно использовать арендованную ККТ.

Вместе с тем у Минфина есть ряд разъяснений, из которых следует, что Закон о ККТ не распространяются на иностранные организации, которые не имеют представительств на территории РФ. Однако по смыслу разъяснения относятся к ситуации, когда расчеты производятся через агента в РФ. Ввиду неоднозначности ситуации за дополнительными разъяснениями по конкретной ситуации рекомендуем обратиться непосредственно в Минфин.

Обоснование:

Согласно п.1 ст.1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом.

На основании ст.1.1 Закона N 54-ФЗ расчеты - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Закон N 54-ФЗ определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров (п.2 ст.1 Закона N 54-ФЗ).

Непосредственно в Законе N 54-ФЗ прямо не указано, применяется ли он иностранными организациями при осуществлении расчетов на территории РФ за услуги, оказанные за пределами РФ. Данный вопрос не является однозначным.

С нашей точки зрения, поскольку расчеты за услуги осуществляются на территории РФ, при этом иностранные организации не освобождены от применения ККТ, формально выполняются все условия для применения ККТ.

Исходя из Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2018 N 293н) при отсутствии иных оснований, иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах РФ в связи с открытием счета в банке на территории РФ. Постановка на учет в налоговых органах такой иностранной организации производится по месту постановки на учет соответствующего банка (п.п. 27, 28 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций).

На основании п.1 ст.4.2 Закона N 54-ФЗ заявление о регистрации ККТ подается организацией на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете контрольно-кассовой техники.

Законодательством предусмотрено представление заявления о регистрации ККТ представителем организации с указанием наименования документа, подтверждающего полномочия представителя (Приказ ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@).

Таким образом, иностранная организация может подать заявление о регистрации ККТ (в том числе через своего представителя) в любой территориальный налоговый орган (в том числе через тот, в котором она поставлена на учет в связи с открытием счета банке) или через кабинет ККТ.

Вместе с тем, исходя из целей применения Закона о ККТ (п.2 ст.1 Закона N 54-ФЗ), Минфин в ряде писем указывал, что положения указанного Закона не распространяются на иностранную организацию, которая не имеет представительства на территории РФ и, например, оказывает услуги, приобретаемые на сайте в сети Интернет (Письмо Минфина России от 11.09.2018 N 03-01-15/65033, п.5 Письма Минфина России от 03.08.2017 N 03-01-15/49809). К аналогичному выводу приходила и ФНС: положения Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на иностранную организацию, предпринимателя, которые не зарегистрированы в установленном порядке и не имеют представительства на территории РФ (Письмо ФНС России от 17.08.2018 N АС-3-20/5647@).

Однако стоит обратить внимание, что непосредственно в Законе N 54-ФЗ нет исключений для иностранных организаций, не имеющих представительств на территории РФ. Кроме того, из разъяснений ведомств следует, что в них рассмотрена ситуация, когда расчеты производились через агента в РФ: в таком случае обязанность по применению ККТ возникает у агента.

Поскольку в данном случае расчеты производятся в РФ непосредственно на расчетный счет иностранной организации, считаем, что из норм Закона N 54-ФЗ следует обязанность по применению ККТ у иностранной организации.

Добавим: законодательство РФ о применении ККТ не содержит ограничений в части правообладания контрольно-кассовой техникой и, следовательно, допускается ее аренда, что подтверждает и Минфин (Письмо Минфина России от 16.05.2019 N 03-01-15/35310). Таким образом, иностранная организация может исполнить обязанность по применению ККТ через арендованную ККТ. Однако зарегистрировать такую ККТ иностранной организации нужно будет на себя, поскольку заявление нужно подать от имени организации или ИП, которые применяют ККТ (ст. 1.1, п. 2 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).

С учетом сказанного, поскольку вопрос прямо не урегулирован Законом N 54-ФЗ за дополнительными разъяснениями рекомендуем обратиться в Минфин. Данное ведомство дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (п.9 ст.1.2 Закона N 54-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1173, Письмо ФНС России от 25.07.2019 N ЕД-3-20/6898@). Органы ФНС, в свою очередь, наделены полномочиями по контролю и надзору за применением ККТ (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос