Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
В Госдуму внесена новая редакция законопроекта о детских комнатах в ТЦ
10.12.2019

В Госдуму внесена новая редакция законопроекта о детских комнатах в ТЦ

Московская городская дума внесла в Госдуму законопроект о требованиях к детским игровым комнатам в торговых центрах. Такое решение принято в ходе заседания столичного парламента. Документ опубликован в электронной базе нижней палаты парламента.

«Законопроектом предлагается нормативно закрепить в федеральном законе от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» понятие «временный присмотр за детьми». Под указанным понятием предлагается понимать комплекс мер по организации в дневное время досуга детей продолжительностью не более 12 часов подряд, осуществляемый в отведенном и оборудованном для этого помещении (части помещения), обеспечивающий наблюдение за детьми, содействие их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию вне связи с получением детьми образования и (или) с оказанием услуг по присмотру и уходу за детьми организациями, осуществляющими образовательную деятельность», - говорится в пояснительной записке.

Таким образом, отмечается в документе, временный присмотр за детьми не является присмотром и уходом, установленным п. 34 ст. 2 федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», который оказывается именно организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и по общему правилу связан с получением детьми образования. «Кроме того, временный присмотр за детьми не носит систематический характер, в то время как организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми на постоянной (регулярной) основе», - отмечается в тексте.

Авторы проекта подчеркивают, что законопроектом также предусматривается установление следующих ограничений к лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей в рамках временного присмотра за детьми: отсутствие личной медицинской книжки; признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке; наличие судимости за преступления против личности, основ конституционного строя, мира и безопасности человечества.

«При этом ограничения, устанавливаемые для лиц, осуществляющих присмотр за детьми, не могут быть тождественны ограничениям, которые установлены для педагогических работников ст. 331 и 3511 Трудового кодекса РФ. Это обусловлено тем, что деятельность лиц, осуществляющих временный присмотр за детьми, предусматривает оказание кратковременной услуги по организации досуга детей и не относится к единому целенаправленному процессу обучения и воспитания (ст. 2 федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»)», - говорится в законопроекте.

Авторы отмечают, что работники детских игровых комнат могут осуществлять свою деятельность не только по трудовому договору, но и в рамках гражданско-правовых отношений, в связи с чем указанные выше ограничения необходимо установить именно в федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а не в Трудовом кодексе РФ.

Законодательной инициативой также предусматриваются обязанности родителей (лиц, их заменяющих), связанные с передачей ребенка под временный присмотр, в частности, предъявление паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также предоставление в письменной форме его реквизитов, информированного добровольного согласия на осуществление временного присмотра за детьми, сообщение способов оперативной связи с ними, подтверждение отсутствия сведений о наличии у ребенка простудных и иных инфекционных заболеваний, их признаков.

«Кроме того, принимая во внимание необходимость поддержания в игровой комнате благоприятной для детей обстановки с учетом норм социального общения и принятых в обществе нравственных ценностей, родитель обязан письменно подтвердить согласие забрать ребенка по требованию лица, осуществляющего временный присмотр за детьми. Такое требование должно быть обусловлено интересами ребенка, его психологическим и (или) физическим состоянием (настойчивое требование вернуться к родителям (лицам, их заменяющим), появление признаков ухудшения здоровья, причинение или угроза причинения вреда другим детям и так далее). Поскольку в настоящее время имеется довольно много видов игровых комнат, правила временного присмотра за детьми в них могут различаться. Это обусловлено тематической направленностью, расположением, площадью и прочими характеристиками игровой комнаты. Кроме того, необходимо учитывать гражданско-правовой характер отношений по оказанию услуг по временному присмотру за детьми. Указанные факторы предопределяют то, что правила оказания услуг по временному присмотру за детьми должны устанавливаться игровыми комнатами самостоятельно, но в соответствии с требованиями законодательства», - говорится в документе.

В данный момент игрушки и игровые сооружения для детей проходят социальную, психологическую, педаго­гическую, санитарную экспертизу, а помещения должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, строительным нормам. «Таким образом, законодательство содержит требования, предъявляемые к оборудованию и помещениям игровых комнат. Создание дополнительных норм по данному предмету приведет к необоснованной избыточности правового регулирования», - отмечается тексте.

Кроме того, согласно законопроекту нормы о проведении гигиенического воспитания и обучения, необходимых для получения личной медицинской книжки, должны распространяться также на лиц, осуществляющих временный присмотр за детьми.

Авторы документа отметили, что текст законопроекта и сопроводительные материалы к нему были доработаны с учетом замечаний и предложений, поступивших из Совета Федерации и Госдумы, а также из Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ.

«В случае принятия законопроекта целесообразно рассмотреть вопрос о возможности установления ответственности для лиц, осуществляющих временный присмотр за детьми, а также для лиц, оказывающих услуги по временному присмотру за детьми, за нарушение ими требований законодательства. Установление указанной ответственности в данном законопроекте невозможно, так как внесение изменений в КоАП РФ осуществляется отдельным федеральным законом (в соответствии со ст. 1 федерального закона от 30 декабря 2001 г. №196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях») и с учетом наличия соответствующих запретов в действующих законодательных актах», - добавляется в законопроекте.