Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
В Госдуму внесен пакет законопроектов об ответственности агрегаторов такси за нарушения законодательства
23.12.2019

В Госдуму внесен пакет законопроектов об ответственности агрегаторов такси за нарушения законодательства

В Госдуму внесен пакет законопроектов, которыми предлагается предусмотреть ответственность за нарушение установленного федеральным законом порядка обработки информации о заказе легкового такси и осуществление деятельности агрегаторами такси без подачи извещения о начале осуществления деятельности. Документ опубликован в думской электронной базе.

Авторами документа является группа сенаторов и депутатов Госдумы во главе с заместителем председателя Совета Федерации, секретарем генсовета «Единой России» Андреем Турчаком.

«Значительными темпами растет нелегальный рынок перевозок такси. <…> Несмотря на очевидный рост использования такси населением, число выданных разрешений на таксомоторную деятельность в 2018 г. упало на 8% в сравнении с 2017 г. и так и не восстановилось в 2019 г., составив 441 тыс. разрешений против 467 тыс. на 2017 г. Доля нелегальных поездок составляет порядка 16% по России. Также широко распространены схемы ухода компаний от налогов через оформление водителей в качестве индивидуальных предпринимателей: в ряде регионов число ИП, для которых основным видом деятельности являются таксомоторные перевозки, значимо превышает число разрешений, выданных ИП», - говорится в пояснении к одному из проектов.

По словам авторов, из-за отсутствия должного контроля за водителями появляется снижение безопасности перевозок. При этом увеличение количества водителей создает необходимость для адаптации механизмов обеспечения контроля и транспортной безопасности, в том числе с использованием цифровых технологий. В связи с этим, по мнению парламентариев, нынешняя модель госрегулирования рынка легкового такси требует изменений.

В связи с этим один из законопроектов направлен на приведение к порядку отношений между органами власти, агрегаторами такси и водителями.

Законопроект устанавливает, что право юрлица, ИП или самозанятого гражданина осуществлять деятельность по перевозке легковым такси возникает с момента получения им соответствующего разрешения и прекращается при истечении его срока действия или аннулировании. Отмечается, что соответствующее разрешение должно представлять из себя документ на бумажном носителе или в электронном виде, выданный уполномоченным органом и удостоверяющий право фрахтовщика, указанного в разрешении, на осуществление деятельности по перевозке легковым такси. Предусматривается, что разрешение будет выдаваться на срок не менее пяти лет, а дубликат - на срок действия утраченного или испорченного разрешения. Но разрешение не может действовать дольше срока действия документов, подтверждающих право владения или пользования транспортным средством.

Также законопроектом закрепляются полномочия субъектов РФ по введению региональных ограничений количества действующих разрешений такси. В случае, если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превышает максимальное количество легковых такси, выдача разрешений будет осуществляться по результатам аукциона.

Кроме того, документом определяется порядок ведения и содержание реестров агрегаторов такси, а также реестров легкового такси. Вестись такие реестры будут в электронном виде, а информация в них будет обновляться ежедневно.

Перевозки можно будет осуществлять только на транспортных средствах, допущенных к участию в дорожном движении. Помимо этого, законопроектом допускается организация и проведение автоматизированного дистанционного предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, а также проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров с использованием средств удаленного медицинского контроля, размещенных вне медицинских учреждений.

Водителем легкового такси сможет быть лицо, имеющее общий водительский стаж не менее трех лет, также водитель должен пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети субъекта РФ, выдавшего разрешение. И у водителя не должно быть непогашенных или неснятых судимостей за убийство, терроризм, умышленное причинение тяжкого вреда, изнасилование или причинение физических или психических страданий путем нанесения побоев или иных насильственных действий, а также в течение предшествующих шести календарных месяцев не должен быть лишен водительских прав. Не допускается управление легковым такси на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

Также в законопроекте прописан перечень данных, который должен предоставить агрегатор такси на своем сайте. Кроме того, служба заказа легкового такси будет обязана в установленном порядке передавать в уполномоченный орган субъекта РФ данные о местоположениях и маршрутах следования легковых такси.

«Согласно законопроекту, служба заказа легкового такси вправе создавать и внедрять информационные системы в целях осуществления мониторинга режима труда и отдыха водителей легкового такси, а также добровольно страховать риски причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и водителей такси, причиненного в результате оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Согласно законопроекту, фрахтовщик несет ответственность за вред, причиненный при перевозке легковым такси жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади, в соответствии с гражданским законодательством», - говорится в пояснительной записке.

Авторы также указывают, что агрегаторы такси будут нести солидарную ответственность за реальный ущерб, причиненный в результате ДТП при перевозке легковым такси жизни или здоровью пассажира, его багажу, ручной клади, если заказ был принят через службу заказа легкового такси самозанятым гражданином или водителем-индивидуальным предпринимателем, заключившим договор об обработке информации о заказе легкового такси со службой заказа легкого такси. Максимальный размер ответственности службы заказа легкового такси не сможет суммарно превышать 2 млн руб. в отношении компенсации пострадавшему пассажиру или его багажу по одному случаю причинения такого вреда. Возмещение службой заказа легкового такси указанного в настоящей части ущерба может осуществляться с использованием механизма добровольного страхования рисков своей ответственности или добровольного страхования рисков причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

«Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» призван установить случаи и порядок наступления административной ответственности за нарушения службами заказа легкового такси норм и требований, установленных проектом федерального закона «О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси». Законопроект вносит в КоАП РФ ст. 13.41 и 14.1.4, предусматривающие ответственность за нарушение установленного федеральным законом порядка обработки информации о заказе легкового такси и осуществление деятельности службой заказа без подачи извещения о начале осуществления деятельности, соответственно», - говорится в пояснительной записке ко второму законопроекту.

Так, ст. 13.41 предлагается установить ответственность агрегаторов такси за нарушение порядка обработки информации о заказе легкового такси, в частности, за передачу заказа легкового такси лицам, не получившим в установленном порядке разрешений на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, а также за неразмещение службой заказа такси на собственном сайте в интернете информации о службе заказа такси в соответствии с требованиями законодательства.

За соответствующие нарушения предлагается установить штрафы. За нарушение установленного законом порядка обработки информации о заказе легкового такси будет налагаться штраф на граждан в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на юрлиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

За передачу заказа легкового такси лицам без разрешения на такую деятельность будут налагаться штрафы на граждан в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; на юрлиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. За повторное в течение года совершение данного правонарушения граждан будут штрафовать на сумму 3-5 тыс. руб., должностных лиц на 30-50 тыс. руб., а юрлиц на 200-500 тыс. руб.

За неразмещение агрегатором на собственном сайте информации о службе заказа легкового такси в соответствии с требованиями, установленными законом, будет налагаться штраф на граждан в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб., на должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб., на юрлиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Также для агрегаторов устанавливается ответственность за осуществление деятельности без подачи извещения о начале осуществления деятельности, а равно подачу извещений о начале осуществления деятельности и извещений о внесении изменений в ранее поданные сведения, содержащих неполный объем или недостоверные сведения, а также нарушение срока подачи извещения о внесении изменений в ранее поданные сведения о службе заказа легкового такси.

За данное нарушение также предлагается ввести штрафы для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Законопроекты должен вступить в силу с момента его официального опубликования за исключением отдельных положений.

В частности, норма о недопуске к управлению легковым такси при отсутствии российского водительского удостоверения в случае принятия вступит в силу с 1 января 2023 г., а положения об обязанности агрегаторов ежедневно проверять действительность разрешений по реестру легкового такси, о передаче раз в сутки данных о местоположении и маршрутах легковых такси, а также о нарушении порядка обработки информации о заказе легкового такси - по истечении 180 дней после официального опубликования закона.