Гражданин купил лодку с условием доставки. Однако впоследствии обнаружил в ней дефекты. Он обратился к продавцу с претензией и требованием о расторжении договора и возврате денежных средств. Тот этого не сделал, поскольку покупатель не предоставил товар для проверки качества. Гражданин обратился к независимым экспертам и те подтвердили производственные дефекты.
Суд первой инстанции удовлетворил требования гражданина и взыскал с продавца деньги за товар, а также неустойку и штраф. Апелляция и кассация согласились с претензией по качеству и возвратом денег за товар, но отменили неустойку и штраф. Поскольку гражданин не представил товар, продавец не имел возможности убедиться в наличии дефектов и был лишен возможности добровольно удовлетворить требования.
Однако ВС данный подход не поддержал. По общему правилу, которое установлено в Законе о защите прав потребителей, доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца. Этот Закон не содержат обязанности покупателя направлять некачественный товар продавцу за свой счет. Напротив, это обязанность продавца.
Определение ВС РФ от 23.03.2021 N 57-КГ20-16-К1