Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Деятельность маркетплейсов будет регулировать отдельный Закон
Деятельность маркетплейсов будет регулировать отдельный Закон 07.03.2024

Деятельность маркетплейсов будет регулировать отдельный Закон

В Госдуму поступил проект Закона о государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в РФ, т.е. о маркетплейсах. Он должен установить особенности взаимоотношений владельцев маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ).

Необходимость поправок связана с резким ростом в последние годы продаж через онлайн-платформы, которые стали оказывать значительное влияние на гражданский оборот, на бизнес и потребителей. Требуется отдельное законодательное регулирование.

Закон определит понятия "электронная торговля", "агрегатор информации о товарах", "продавец товаров на агрегаторе информации о товарах", "владелец пункта выдачи заказов" и т.п. Введет права и обязанности сторон, особенности договоров между владельцем маркетплейсов и продавцами, а также между маркетплейсами и ПВЗ. Такие договоры (в действующей и предыдущих редакциях) нужно будет размещать на сайте агрегатора. Запретят включать в договор между маркетплейсом и продавцом маркетинговые, логистические и иные услуги, сопутствующие исполнению договоров купли-продажи товаров, совершаемых с использованием агрегатора. При этом агрегаторы должны будут проверять продавцов и владельцев ПВЗ, в частности, запрашивать документы, удостоверяющие личность и/или подтверждающие госрегистрацию юрлица (ИП), наличие статуса самозанятого лица, контактные данные.

Отдельно выделены агрегаторы, занимающие значимое положение на рынке, то есть если через них совершается более 20% общего объема сделок за предшествующий год (в стоимостном выражении). Для них введут более существенные ограничения, чтобы не допустить монополизации рынка. Например, они не вправе будут создавать дискриминационные условия, препятствовать доступу на рынок или выходу из него других хозяйствующих субъектов, навязывать контрагенту услуги по продвижению товаров и проч. Ограничат совокупную стоимость всех услуг, оказываемых указанным агрегатором продавцу – не более 10% от общей стоимости товара. Неустойку, которую сможет взимать такой агрегатор с продавца или владельца ПВЗ, ограничат суммой в размере 15%.

Контроль за деятельность маркетплейсов будет вести Федеральная антимонопольная служба РФ. Планируется, что новшества вступят в силу с 1 марта 2025 года.

Ранее в Госдуму уже вносился схожий проект, которым депутаты предлагали урегулировать деятельность маркетплейсов (см. новость от 27.09.2023), но он не рассматривался.

Проект Федерального закона N 568223-8


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения